Совсем скоро в российской столице может появиться еще один крупный штраф для автомобилистов: Мосгордума уже приняла в первом чтении законопроект об усилении наказания за громкую музыку и глушитель авто. Mafin Media рассказывает об этой инициативе и перспективах распространения подобного штрафа на всю страну.
В начале сентября мэр Москвы Сергей Собянин предложил повысить штраф для «громких» авто: он внес в городскую думу пакет поправок в столичное и федеральное законодательство об усилении ответственности за нарушение тишины и покоя в ночное время.
Сейчас, согласно статье 8.23 административного кодекса о правонарушениях (КоАП), за эксплуатацию шумного или выделяющего слишком много вредных выбросов автомобиля или мотоцикла предусмотрены предупреждение и штраф до 500 руб. По мнению Собянина, таких мер для борьбы со слишком «громкими» автолюбителями недостаточно:
«К сожалению, проблема хорошо известна жителям многих районов Москвы. Отдельные «отмороженные» автомобилисты всю ночь напролет гоняют на машинах и мотоциклах без глушителей и с громкой музыкой. Существующие федеральные административные наказания — совсем никакие. Штраф 500 руб. с учетом того, что владельцы этих мотоциклов и авто люди далеко не бедные, им как мертвому припарка».
Сергей Собянин
мэр Москвы
Меньше чем через месяц Мосгордума поддержала инициативу Собянина о внесении поправок в федеральный административный кодекс и одобрила в первом чтении предлагаемые изменения в столичные законодательные акты. Однако есть важный нюанс: окончательные изменения в столичный КоАП можно будет внести, только если Госдума одобрит поправки к федеральному кодексу.
Примеры штрафов из проекта постановления Мосгордумы Автомобиль Мощность Размер штрафа Subaru Impreza WRX STI 2.0 MT* 265 л. с. 6 500 руб. BMW X6 (G06) 30d 286 л. с. 7 000 руб. Porsche 911 (992) Carrera 4 3.0 385 л. с. 9 500 руб. Dodge Charger SRT-8 6.4 AT 492 л. с. 12 250 руб. Mercedes-AMG G 63 Brabus 700 700 л. с. 17 500 руб. Ferrari SF90 Stradale 1 000 л. с. 25 000 руб.
* Названия из оригинальной презентации приведены в соответствие с реальными моделями.
Это пока еще открытый вопрос. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) утверждают, что технические возможности для фиксации шума авто уже есть. Более того, первая подобная система уже заработала в тестовом режиме в районе столичных Чистых прудов. Устройство имеет четыре разнонаправленных микрофона и камеру фото- и видеозаписи. При обработке входящих данных комплекс определяет, какая машина выступает источником шума, и фиксирует нарушение.
Подобные устройства уже несколько лет тестируют в Париже. Однако до сих пор системы для борьбы с шумными авто не были приняты официально — это планируется сделать после окончания всех необходимых испытаний в конце 2022 года. Причем за Парижем уже последовали три других французских города — Ницца, Лион и Брон.
Кроме того, с 2020 года такие устройства тестируют в Лондоне. Но, в отличие от французов, жители британской столицы уже получают реальные штрафы. За год камеры сработали больше 2 000 раз, нарушители были наказаны на суммы от 100 до 2 500 фунтов стерлингов. Правда, местные власти признаются: система не идеальна, — и периодически регистрируют ненужные нарушения, реагируя, например, на сирены машин скорой помощи и спецавто.
Депутат Мосгордумы от партии «Яблоко» Сергей Митрохин полностью поддержал законопроект о запрете «громких» авто в ночное время, добавив, что «это достаточно существенный шаг вперед в решении проблемы шума в нашем городе»:
«Проблема действительно очень тяжелая и сложная. Я едва ли не каждый день получаю обращения граждан по своему избирательному округу по поводу шума. Если есть такие современные методы, почему они до сих пор не применяются? Мне это совершенно непонятно.
Сергей Митрохин
депутат Мосгордумы от партии «Яблоко»
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин настроен менее оптимистично. Он уверен, что, несмотря на наличие технологий, подобные системы фиксации шума от легковых машин и мотоциклов еще далеки от совершенства. А в России с ними могут возникнуть дополнительные проблемы, в частности из-за неблагоприятных погодных условий.
Любой микрофон во влажном климате набирает воду. При этом изолировать устройство нельзя, иначе оно перестанет улавливать звук. Сначала техника в таких условиях начинает сбоить, а потом выходит из строя.
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
В то же время подобная система, как утверждает Шапарин, сможет работать только на узких улицах, где шумомер не будет считывать посторонние звуки потоки, выдавая штрафы за шумного «соседа» по полосе. Сомнения относительно методики выявления «громких» автомобилей выразил и эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман:
«Здесь может возникнуть проблема: применяемые при сертификации транспортных средств методики измерения внешнего шума предусматривают фиксированное расстояние и направление от источника звука на микрофон, изоляцию места измерения от сторонних звуков и исключение отражения звука от других предметов. На дороге создать такие условия невозможно, это ставит под сомнение достоверность результатов измерений».
Григорий Шухман
член рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», эксперт по системам фотовидеофиксации
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев также поддержал инициативу, но выразил сомнение, что законопроект будет принят в Государственной думе, — в первую очередь из-за финансовой стороны вопроса.
Москва — богатый регион, в других субъектах таких возможностей и ресурсов, как в столице, нет. Каковы перспективы этого федерального законопроекта? Поддержат ли его другие регионы? Захотят ли они вводить у себя именно такую конструкцию борьбы с шумами, основанную на компьютерных технологиях? Насколько это реально? Сомневаюсь, что им будет интересно развивать технологию «умного города», если им только на это не даст денег федеральный центр.
Магомет Яндиев
руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его